Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!
Онлайн Музей Эрмитаж : Величественный Эрмитаж
Навигация+

Онлайн Музей Эрмитаж

Управление → Кому принадлежат онлайн-курсы?

Признаюсь: до своего первого онлайнового курса я смотрел на авторское право совершенно иначе – с формальной точки зрения юриста. Теперь, когда я еще и преподаватель, многое в нашем законодательстве кажется мне непоследовательным или неправильным; что-то, наоборот, оказалось приятной неожиданностью – например, полные права сотрудников на созданный контент. Об этих открытиях и пойдет речь.

И — да, онлайновые курсы почти не отличаются от прочего контента, который создают педагоги: от пособий, учебников и так далее. Поэтому с известными допущениями моя статья применима вообще к любому образовательному контенту.


«Официальная» студия МГУ и наше скромное подобие по соседству.

Заблуждения заказчика

Работодатели – и мой вуз не исключение – обычно считают, что права на контент, созданный штатными педагогами, по умолчанию принадлежат организации. На самом деле, это совершенно не так. Ни работа, созданная на оборудовании работодателя, ни работа, созданная в рабочее время, не становится собственностью работодателя автоматически.

Приведу пример: если рядовой токарь на заводском станке в свою смену вместо работы выточил гениальный механизм, получит ли завод патентные права? Конечно, нет, ведь рабочий действовал вне рамок своей трудовой функции. Все, что создано «за пределами» трудового договора, принадлежит только работнику.

Точно так же закон работает для онлайновых курсов – если, конечно, создание таких курсов не является прямой обязанностью работника. В остальных случаях контент (курс, учебник, методичка – любой) станет собственностью работодателя лишь при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Работнику дали служебное задание разработать онлайновый курс. При этом если задание не оформлено письменно – приказом, скажем, или служебной запиской – работник всегда может сказать, что задания не получал;
  2. Это задание выполняется в рамках трудового договора. Например, если преподавателю физики поручили создать курс по биологии – это не служебное задание;
  3. Результат выполнения задания передан и зафиксирован, в идеале актом или служебной запиской, содержащей результат — скрины, расшифровки и так далее. Иначе работник всегда может сказать, что задание не выполнил и курс не передавал.
  4. Работник получил вознаграждение, причем сверх своей зарплаты.

Если не все условия соблюдены, у работника появляются возможности сохранить курс за собой. В этом случае он может, скажем, не ругаться с родным вузом, а пойти и открыть тот же самый курс от своего имени, но на коммерческой площадке.

Договор на курс

Иногда авторов курса несколько – и они могут не знать о существовании друг друга. Скажем, если курс содержит интерактивные элементы (вроде алгоритмов проверки задач а-ля Stepic), то полноправным соавтором курса станет разработчик алгоритмов. Если в курсе есть видео, соавтором станет режиссер; если есть музыка, то права получит композитор и так далее. Можно найти миллион подобных ситуаций, и о большинстве создатели курса даже не подозревают. А договоры нужно заключать со всеми.

Похожие публикации