Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!
Мадонна Бенуа Государственный Эрмитаж : Величественный Эрмитаж
Навигация+

Мадонна Бенуа Государственный Эрмитаж

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

КАРТИНЫ ИНОСТРАННЫХ ХУДОЖНИКОВ В РУССКИХ МУЗЕЯХ:
ПОЧЕМУ ИХ ТАК МАЛО?

Коллекции художественных музеев в нашей стране в основном складывались в советское время. Картины старых западноевропейских мастеров попадали в них из разграбленных усадеб, национализированных частных коллекций, а, значит, эти вещи попали в нашу страну задолго до революции. Все же с началом первой мировой войны большей части населения России было уже не до коллекционирования и не до вояжей по Европам. Стоит добавить, что уровень частных художественных коллекций, особенно провинциальных, был не слишком высок. Купить шедевр на европейском аукционе или у владельца могли себе позволить только исключительно богатые люди, как, например семейство астраханских рыботорговцев Сапожниковым, которым в свое время принадлежала знаменитая «Мадонна Бенуа» кисти самого Леонардо да Винчи (впоследствии они продали ее Эрмитажу). А приобрести полотно малоизвестного художника, еще непризнанного в среде искусствоведов и антикваров, могли только высокообразованные коллекционеры, обладающие к тому же и незаурядной интуицией. Таких тоже можно перечесть по пальцам.
Чаще всего в коллекции частных лиц попадали работы симпатичные и не слишком дорогие, принадлежащие кисти художников «второго», а то и «третьего эшелона», то есть не особо известных. Впрочем, среди них тоже попадаются картины не лишенные определенного исследовательского интереса. Но, конечно, это не то же самое, что коллекция работ знаменитых мастеров.
После революции музеям (а частное коллекционирование у нас в стране, мягко говоря, не поощрялось), разумеется, было не до закупок произведений искусства заграницей. Наоборот, самые крупные коллекции лишились своих шедевров, которые были проданы на Запад. Может, в результате всего этого страна действительно получила твердую валюту, зерно и оборудование для промышленности, но все равно это была позорная и трагическая страница нашей истории. Но и в те мрачные времена кое-какие западноевропейские новинки в нашу страну все же попадали.
Знаменитый директор музея Нового Западного искусства Борис Терновец в конце 1920-х годов добился того, что в Россию привезли целую коллекцию работ современных итальянских художников...


Похожие публикации