Э Гау Павильонный Зал Государственный Эрмитаж
А. И. Штакеншнейдер (1802-1865) работал в стиле историзма и Павильонный зал явился ярким примером этого направления. В его интерьере великолепно переплелись элементы готики, барокко, Ренессанса, классицизма и мавританского стиля. В убранстве использованы мотивы бахчисарайского "Фонтана слез", орденские мраморные колонны и копия римской мозаики на полу. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаичного пола, найденного в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Копия исполнена в 1847—1851 гг. в Риме русскими мозаичистами-пенсионерами Петербургской Академии Художеств В. Е. Раевым, И. С. Шаповаловым, С. Ф. Федоровым и Ф. Г. Солнцевым. Светлый павильон украшают 28 хрустальных люстр, выполненных в России.
Также частью оформления зала являлся Зимний сад, вынесенный Штакеншнейдером в объём Висячего сада (для этого была устроена остеклённая оранжерея). Таким образом, выстраивалась визуальная ось: зал оказался с одной стороны выходящим на невские просторы, а с другой — с видом на тропические растения оранжереи и далее открытый сад.
В зале постоянно экспонируется коллекция мозаичных столов (выполненных в техниках флорентийской и римской мозаик) и часы "Павлин" ( мастер Дж. Кокс, 1770-е; поступили из коллекции князя Григория Потёмкина).
В окнах зала сохранились стёкла времён Штакеншнейдера с характерным розоватым оттенком.
Литература
В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского / Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. - 560 с.
Т.А.Петрова "Залы и здания государственного Эрмитажа. Павильонный зал малого Эрмитажа"
Л.Н. Воронихина Государственный Эрмитаж. - Аркада СПб, 2002. - 399 с.
