Эрмитаж Санкт Петербург Выставки
17 июня 2016 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Притяжение беспредметности», посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника-авангардиста Василия Кандинского, ставшего одним из основоположников абстракционизма.
Наряду с полотнами мастера на выставке экспонируется знаменитый «Черный квадрат» Малевича, отметивший переход к беспредметности в живописи.
С появлением фовизма и кубизма живописная форма стремительно теряла непосредственную связь с материальным миром, лежавшую в основе классической европейской изобразительности. Движение к окончательному разрыву с предметностью, начавшись в Париже, вскоре захватило многие национальные школы, но наиболее ярко эта тенденция проявилась в России. Русские авангардисты, знакомясь в коллекциях Щукина и Морозова с последними достижениями французского искусства, быстро перенимали новые идеи, стремясь пойти дальше. Для них характерна обостренная радикализация художественных процессов, вплоть до полностью беспредметной живописи.
В биографиях Кандинского и Малевича, наиболее значительных художников этого толка, проступают неслучайные черты сходства. Оба пришли в искусство довольно поздно. Кандинский, утонченный интеллигент, в тридцать лет отказался от карьеры юриста и уехал в Мюнхен изучать живопись. Малевич, выходец из мелкобуржуазной провинциальной среды, в двадцать семь лет ради художественного обучения в Москве бросил службу на железнодорожной станции, единственный источник дохода для его семьи. Оба, стремительно впитывая новейшие достижения современного искусства, за очень короткий срок проходят путь от академизма до самых актуальных течений в живописи. Их интенсивный творческий поиск отмечен обращениями к импрессионизму, символизму, кубизму, фовизму и экспрессионизму. Центральной проблемой для каждого из художников стало создание беспредметной живописи.



